В НИУ «БелГУ» состоялась очередная насыщенная «Университетская среда», наглядно продемонстрировавшая, как современное образование выходит за рамки аудиторных лекций, превращаясь в лабораторию по проектированию будущего.
Образовательные события этого дня, объединившие стратегическое моделирование, карьерное проектирование и глубокое погружение в передовые технологические тренды, продемонстрировали значение университета как центра междисциплинарной синергии.
Центральным интеллектуальным образовательным событием дня стал форсайт-диалог «Евразийская интеграция и социокультурная безопасность: 2050 (Молодёжная политика)». Приглашенные федеральные эксперты – председатель правления Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество "Знание"» Алексей Авдонин и заместитель руководителя Департамента Управления региональной и технологической работы ЦИК Партии «Единая Россия» Виталий Шемякин задали высокий уровень дискуссии.
Работа в ролевых группах была максимально конкретной. Исследователи анализировали демографические тренды и этические риски ИИ, управленцы разрабатывали KPI для программ молодёжного сотрудничества, а предприниматели проектировали MVP EdTech-платформ. Ключевым итогом стала смена парадигмы мышления: обеспечение долгосрочной безопасности требует проактивного формирования позитивной повестки через цифровую грамотность и глубокую трансформацию образовательной среды.
Прямым продолжением темы будущего в прикладном ключе выступил форум «Занятость и трудоустройство – основа благополучия современного человека». Спикер, кандидат юридических наук Юлия Гусакова, дала экспертный обзор современных форм занятости, после чего аудитория перешла к практической работе.
Участники разделились на три профессиональные группы, каждая из которых исследовала один и тот же рынок труда под своим углом. «Исследователи» выявляли структурные дисбалансы и глобальные тенденции, «предприниматели» формулировали ключевые кадровые вызовы для бизнеса и модели адаптации, а «управленцы» оценивали ситуацию с точки зрения государственных приоритетов и системных ограничений. Такой трёхмерный анализ, как отметила юрисконсульт Научно-исследовательской лаборатории правовых исследований Марина Сороколетова, позволил студентам сформировать целостное, комплексное понимание механизмов трудовых отношений, что является критически важным навыком в условиях нестабильности.
Акцентным подтверждением ценности междисциплинарности стал воркшоп «Инженерия будущего: культура сотрудничества и инноваций». Его уникальность заключалась в преднамеренном смешении профессиональных аудиторий: за обсуждением перспектив инженерного дела вместе со специалистами технической сферы сидели филологи, лингвисты, политологи и культурологи.
Практическим полем для сотрудничества стал проект заведующей кафедрой автоматизированных систем и технологий Татьяны Балабановой «Датасет лживой и правдивой речи на русском языке». Студенты-гуманитарии, помогая инженерам в точной вербальной формулировке концепций и анализе контекстов, напрямую влияли на качество технической разработки.
Значительный блок образовательных событий был посвящён тематике химической отрасли в контексте национального проекта «Новые материалы и химия», где гуманитарная составляющая оказалась не менее важной, чем техническая.
Свыше 480 участников собрала гибридная информационная акция «Интерактивный маршрут "Путешествие банкноты: от сырья до оборота"». И.о. заведующего кафедрой инновационной экономики и финансов Наталья Быканова и ведущий экономист Банка России Наталья Волкова провели аудиторию по увлекательному пути – от химических процессов создания специальных сплавов и полимеров до экономических законов денежного обращения. Демонстрация редких образцов банкнот и монет превратила сложный материал в наглядную историю взаимосвязи технологий, экономики и государственного суверенитета.
Международный контекст представило техно-интервью «Зелёная химия Китая: инновации и проекты» с участием экспертов из Китая. Они поделились передовыми решениями в области минимизации экологического следа, подчеркнув роль международного обмена знаниями для устойчивого развития.
Навыки практического реагирования на вызовы отрабатывались в рамках кейс-стади «Специфика проведения экспертиз в сфере химической и биологической безопасности». 128 участников из разных институтов, выступая в роли единой междисциплинарной команды, выявляли пробелы в регламентах и разрабатывали алгоритмы оперативного взаимодействия между наукой, властью и бизнесом в гипотетической кризисной ситуации.
Завершил образовательный день мастер-класс «О чём надо помнить, перед тем, как рисовать график» от эколога и шеф-редактора «Т–Ж» Сергея Антонова. В фокусе оказался ключевой навык XXI века – способность честно и убедительно визуализировать данные. Участники научились избегать манипулятивных приёмов, выбирать корректные типы диаграмм и создавать графики, которые не искажают, а проясняют истину – будь то в научной работе, журналистике или публичном выступлении.
– Наши образовательные события наглядно показывают, что гуманитарное знание – это рабочий инструмент для проектирования реальности. Когда юристы, политологи и социологи вместе с инженерами и химиками моделируют сценарии будущего, мы получаем основу для конкретных решений, востребованных в экономике и государственном управлении, – отметила руководитель Общественно-гуманитарной профессиональной школы НИУ «БелГУ» Алевтина Новикова.
| << Назад к списку |