Москва. Середина марта. «Балчуг Кемпински» – отель высшего класса. В такой элитной обстановке встретились ученые, журналисты, общественные деятели и представители высшего духовенства для того, чтобы обсудить проблемы социальной концепции православия. Тема встречи – «Социальное учение православия в современном обществе».
Чтобы попасть на конференцию, необходимо было получить приглашение от Московского представительства Фонда им. Конрада Аденауэра (ФРГ), одного из главных организаторов крупных научно-гуманитарных мероприятий в России. И Сергей Дмитриевич Лебедев, кандидат социологических наук, докторант кафедры социальных технологий БелГУ, получил его.
– Сергей Дмитриевич, как получилось, что не все специалисты из той же Москвы, желавшие участвовать в конференции, сумели туда попасть, а молодому ученому с периферии пришло именное приглашение?
– На самом деле, там уже достаточно хорошо знают Белгородский университет. Наше сотрудничество с Фондом им. К. Аденауэра началось еще в 2003 году, когда в ноябре-декабре состоялась организованная им совместно с Российской Академией Наук и рядом крупнейших российских научно-популярных изданий интернет-конференция, посвященная проблемам взаимодействия науки и СМИ. Тогда в виртуальном пространстве сети было поднято множество вопросов, требующих длительного изучения и разработки. В конце декабря мы собрались на итоговый «круглый стол» в Президиуме РАН уже в «реальном времени». Как религиовед, занимающийся взаимодействием светской и православной культур в современной России, я был тогда же приглашен руководством представительства Фонда на предстоящую мартовскую конференцию по социальному учению православия.
– По уровню организаторов можно судить и о значимости конференции. Кто ее организовывал?
– Организаторов было несколько:
Таким образом, мероприятие носило и церковный, и светский характер. Кстати, конференция состоялась сразу после президентских выборов, и на открытии конференции нас приветствовали представители Администрации Президента и Государственной Думы, что тоже демонстрирует уровень организации встречи.
– Чем запомнилась Вам эта конференция?
– Уровень конференции исключительно высокий, там были представлены ученые, политики, религиозные деятели разных стран: Австрии, Германии, России, Белоруссии. Всего она продолжалась два дня: первый день полностью и второй – до полудня. Несмотря на достаточно жесткий регламент, конференция протекала очень свободно, в режиме сплошной живой дискуссии. Для того, чтобы соблюсти регламент, организаторам приходилось прикладывать иной раз почти героические усилия. И вообще при очень высоком уровне конференции формализма почти не чувствовалось, что было для меня несколько неожиданно. На мой взгляд, от этого все только выиграли.
– Было ли общение вне рамок заседаний?
– Да, такое общение получилось. Особенно запомнились Миран Мчедлов, один из главных российских социологов-религиоведов, директор исследовательского центра «Религия в современном обществе» Российской Академии Наук, Адольф Хампель, профессора университета Гиссен, Сергей Чапнин, главный редактор «Церковного Вестника, Александр Щипков, главный редактор портала «Религия и СМИ». Интересным собеседником оказался» священник Владимир Федоров, известный деятель православного богословского образования из Санкт-Петербурга. А на заседаниях самыми яркими, на мой взгляд, были выступления архиепископа Илариона Алфеева, архиепископа Венского и Австрийского, протоиерея Всеволода Чаплина, заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ, Владимира Мау, ректора Академии Народного Хозяйства, и Константина Костюка, известного политолога и философа- религиоведа, заместителя уполномоченного Фонда в Москве.
– Какой из дней был наиболее интересным?
– Наверное, второй, поскольку основные идеи уже были освещены и в самом разгаре был процесс дискуссии, к тому же была возможность обдумать услышанное в первый день и дать взвешенную оценку. Во второй день в центре обсуждения была тема религиозной этики в бизнесе. Мы рассматривали нравственный кодекс хозяйственной деятельности, принятый прошедшим недавно 8-м Русским Народным Собором. Предлагалось внести поправки, поскольку многие его положения недостаточно привязаны к реалиям жизни, за что справедливо критиковались.
– Будет ли дальнейшее сотрудничество?
– Хотя конференция и ставила целью подведение некоторой черты под почти четырехлетней дискуссией с момента принятия «Основ социальной концепции РПЦ», у многих ее участников и у меня осталось ощущение, что разговор только начат. Тема эта неисчерпаема ввиду своей актуальности и многомерности. Концепция развивается, как и само взаимодействие общества и Церкви. Конечно, хочется продолжать сотрудничество. Прямо в кулуарах конференции у нас зародились несколько совместных проектов интернет-дискуссий, которые сейчас находятся в стадии подготовки. Я также очень надеюсь на приезд Константина Костюка в БелГУ на предстоящую в октябре конференцию по светско-религиозному взаимодействию в современной России. Итоговую черту под проблемой социальной позиции православия и его места в современном российском обществе, на мой взгляд, подводить еще слишком рано, а значит, нам предстоит еще многое обсудить.
Информационная поддержка конференции осуществлялась Интернет-порталом «Религия и СМИ». Все подробности о конференции и тексты основных докладов можно найти на сайте www.religare.ru
<< Назад к списку |