Руководитель направления: | Волошина Людмила Николаевна |
Ведущие ученые в данной области: | Волошина Л.Н., Кондаков В.Л. |
Код ГРНТИ: | 14.35.07 |
Образовательное структурное подразделение: Педагогический институт.
Структурное подразделение: кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования, кафедра физического воспитания.
Состав (с указанием руководителя):
1. Руководитель направления: Волошина Людмила Николаевна д.п.н, профессор, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования
2. д.п.н, профессор, профессор кафедры физического воспитания Кондаков В.Л.
3. к.п.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания Копейкина Е.Н.
4. к.п.н., доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Галимская О.Г.
5. к.п.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания Усатов А. Н.
6. к.п.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания Балышева Н.В.
7. к.п.н., доцент, доцент кафедры спортивных дисциплин Третьяков А.А.
8. к.псих.н., доцент, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Панасенко К.Е.
9. к.ф.н., доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Садовски М.В.
10. к.п.н., доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Шинкарева Л.В.
11. к.п.н., доцент кафедры физического воспитания Бочарова В.И.
Актуальность научного направления.
Проблема обеспечения качественного физкультурного образования растущего человека актуализируется на фоне снижения физических кондиций и показателей здоровья детей и молодежи. Решение этой национальной задачи не представляется возможным без разработки и внедрения в образовательную практику инновационных моделей, программ, технологий физического воспитания, в том числе и для детей одаренных, с ОВЗ, разными уровнями двигательной активности.
Для решения этих задач крайне востребована модернизация физкультурного образования в дошкольных организациях, школах, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающая вариативность системы физического воспитания детей и молодежи с учетом состояния здоровья, возможностей, интересов, потребностей.
Основное направление исследований - Моделирование вариативной системы физического воспитания растущего человека в образовательном пространстве региона, России.
Направления исследований:
1. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий.
2. Оптимизация двигательной активности детей и молодежи.
3. Социализация-индивидуализация растущего человека в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Основные публикации (за последние 5 лет).
Монографии:
1. Богоева М.Д. Дыхательные упражнения в физическом воспитании студентов: монография / М.Д. Богоева, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина. – Белгород: Издательство БУКЭП, 2018. – 258 c. – 500 экз. – ISBN 978-5-8231-0837-9
2. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике: монография /Л.К. Бусловская, Л.Н. Волошина, Г.Е. Воробьева [и др.]; под общей редакцией Л.Н. Волошиной, В.Л. Кондакова, Е.Н. Копейкиной. – Белгород: Литературный караван, 2019. – 176 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-6041978-2-0
3. Социально-педагогические детерминанты развития двигательной активности растущего человека: монография /Л.К. Бусловская, Л.Н. Волошина, Е. В. Гавришова [и др.]; под общей редакцией: Л.Н. Волошиной, В. Л. Кондакова, Е. Н. Копейкиной. – Белгород: Литературный караван, 2020. – 165 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-6044545-9-6
4. Теория и практика социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности: монография /Л.Н. Волошина, Е.А. Богачева, А.А. Бучек [и др.]; - Белгород: ООО «Эпицентр», 2021. – 156 с. 500 экз. –ISBN 978-5-6047446-8-0
Статьи:
1. Kondakov VL, Kopeikina EN, Nikulina DE, Voloshina LN, Balysheva NV. (2018). The orientation on the student’s identity and its influence on size and nature of physical activity. Amazonia Investiga, 7(13): 58-64. http://www.udla.edu.co/revistas/index.php/amazonia-investiga/article/view/848 (Web of Science) (Колумбия) (Направленность личности студентов и её влияние на величину и характер двигательной активности)
2. Kondakov VL, Voloshina LN, Kopeikina EN, Balysheva NV, Nikulina DE. (2018). Physical and recreational preventing measure technology of disturbances in the cordial and vascular system of students. International journal of advanced biotechnology and research, 9(1): 990-996. https://drive.google.com/file/d/1Chh7YJFGp1zoQ9lxcoowAIZ1qViw9l0a/view (Web of Science) (Индия) (Физкультурно-оздоровительная технология профилактики нарушений в состоянии сердечно-сосудистой системы студентов)
3. Kopeikina EN, Bogoeva MD, Kondakov VL, Iermakov SS, Gorelov AA, Gruzdeva NA. (2018). Respiratory gymnastics for students with craniological diseases. Journal of Physical Education and Sport, 18(4): 1801 – 1807. doi: 10.7752 / jpes.2018.s4263 (Scopus) (Румыния) (Дыхательная гимнастика для студентов с кардиологическими заболеваниями)
4. Tretyakov Andrey A., Drogomeretskiy Vladimir V., Voronkov Alexander V., Zhilina Larisa V., Selezneva Olga V. The Study of Nervous Tension Dynamics Level among Students during Educational Week. IAJPS 2018, 5 (06), 6071-6075 (http://doi.org/10.5281/zenodo.1304324) (Scopus)
5. Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Третьяков А.А., Копейкина Е.Н., Крету М., Потоп В. Современные стратегии регулирования двигательной активности растущего человека в образовательном пространстве России // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2018. - № 2. - С. 114-119. doi:10.15561/18189172.2018.0208 (Web of Science)
6. Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А., Нестеренко Г.Л., Кондратенко П.П. Коррекция нарушения осанки у студентов средствами оздоровительного плавания. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры».- 2018. – 7. – С. 39-41. (Scopus)
7. Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Агошков В.В., Бочарова В.И. Влияние термогидротренингов на здоровье студентов. // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2018. – № 7, С. 21-22. (Scopus)
8. Gorelov, A.A., Voronov, V.M., Krylov, A.I., & Kondakov, V.L. (2019). The level of somatic health, sports specialization and qualification of an athlete as indicators of intermediate selection in the mixed martial arts. Baltic Journal of Health and Physical Activity. 11 (4): 18-27. DOI: 10.29359/BJHPA.11.4.03 (Web of Science) (Польша) (Уровень соматического здоровья, спортивная специализация и квалификация атлета, как показатели промежуточного отбора в смешанные единоборства).
9. Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Voloshina, I.G., & Usatov, A.N. (2019). Main directions digitalization in the higher education in the world and Russia (based on the example of physical culture and sports). Universal Journal of Educational Research, 7(10B): 47-52. DOI: 10.13189 / ujer.2019.07181 (Scopus) (Основные направления цифровизации высшего образования в мире и России (на примере физической культуры и спорта).
10. Tretiakov A.A., Drogomeretskii V.V., Voronkov A.V., Rylskii S.V., Rutskoi I.A. Аssessment of the impact of the educational process on motor activity and health level of cadets of educational institutions of the ministry of internal affairs of Russia. Journal of International Pharmaceutical Research. 2019. Т. 46. № 4. С. 227-230. (Web of Science)
11. Voloshina L.N. Adaptive potential assessment of future teachers at the first stage of their professional training / L.N. Voloshina, L., K. Buslovskaya, A. Ju. Kovtunenko, Yu. P. Ryzhkova, Yu.A. Prokopenko. - Humanities & Social Sciences Reviews, 2019. 7(5), 1168-1172. (Scopus)
12. Voloshina Lyudmila N., Arseenko Elena A., Panasenko Karina E., Stebunova Kira K., Tretyakov Andrey A. (2019)Impact of Self-Regulation Methods on the Psycho-Emotional State of Future Teachers.Universal Journal of Educational Research.2019 - 7(10B): 32-37(Scopus)
13. Voloshina, L.N., Buslovskaya, L.K., Kovtunenko A. Ju., Klimova, V.K. & Ryzhkova, Y.P. Evaluation of the adaptive potential of first-graders with normal speech development and speech disorders. Cypriot Journal of Educational Science. 2019. - 14(2), 345-351. https://www.sproc.org/ojs/index.php/cjes (Scopus)
14. Voloshina, L.N., Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., & Galimskaia, O.G. (2019). Issues of regulating children’s motor activity in modern preschool education. Humanities & Social Sciences Reviews, 7(6), 221-226. https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7641 (Scopus) (Индия) (Проблемы регулирования двигательной активности детей в современном дошкольном образовании)
15. Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А., Спирин М.П., Воронин И.Ю. Особенности проявления психических свойств личности в условиях физкультурной деятельности. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2019. – 7. – С. 31-34. (Scopus)
16. Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А., Филатов М.С., Коренева М.С. Формирование умений оказания помощи на воде курсантами образовательных организаций МВД. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2019. – 8. – С. 78-80. (Scopus)
17. Кондаков В.Л., Волошина Л.Н., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. Методика применения дыхательных упражнений для коррекции состояния кардио-респираторной системы. // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2019. – № 7, С. 21-24. (Scopus)
18. Крылов А.И., Горелов А.А., Третьяков А.А.Integral indicators of the swimming techniques effectiveness of highly qualified crawl-stroke swimmers. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2019. № 4. С. 169-175. (Web of Science)
19. Goginava SE, Kondakov VL, Kopeikina EN, Grachev AS, Iermakov SS, Potop V. (2020). Combination of aerobic and anaerobic means in physical culture classes. Journal of Physical Education and Sport, 20(2): 1235 – 1241. DOI: 10.7752 / jpes.2020.s2172 (Scopus) (Румыния) (Сочетание средств аэробной и анаэробной направленности на занятиях по физической культуре)
20. Kondakov VL, Voloshina, L.N., Kopeikina EN, & Kadutskaya, L.A., (2020). Daily assessment of physical activity in 6-11-year-old children. Journal of Physical Education and Sport, 20(4): 1673 – 1780. DOI:10.7752/jpes.2020.04227 (Scopus) (Румыния) (Ежедневная оценка физической активности детей в возрасте 6-11 лет)
21. Serykh L.V., Kondakov V.L., Buchek A.A., Voloshyna L.N., & Galimskaia O.G. (2020). Problems of creation of social experience in motor games of children aged 5-7 years. International Journal of Criminology and Sociology, 9, 1961-1966. DOI: 10.6000/1929-4409.2020.09.229 (Scopus) (Проблемы формирования социального опыта в подвижных играх детей 5-7 лет)
22. Voloshina, L.N., Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Galimskaia, O.G., & Arseenko, E.A. (2020). Gender differences in the rate of motor activity of senior (older) preschool children. BIO Web of Conferences 26, 00056 (2020) DOI: 10.1051/bioconf/20202600056 (Web of Science) (Гендерные различия показателей двигательной активности старших дошкольников)
23. Бочарова В.И., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Смирнова Д.Е., Верзунова Л.В., Шумакова И.А. Повышение уровня соматического здоровья студентов разнонаправленными средствами фитнеса // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020, 28 (5): 948-953. DOI: 10.32687 / 0869-866X-2020-28-5-948-953 (Scopus)
24. Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Волошина И.Г. Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа. // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2020. – № 8, С. 47-49. (Scopus)
25. Гавришова Е.В., Грачев А.С., Третьяков А.А. Использование информационно-коммуникативных технологий в организации дополнительной оздоровительной деятельности студентов с учетом типа мотивации. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2020. – 1. – С. 44-47. (Scopus)
26. Кадуцкая Л.А., Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Ирхин В.Н. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся. // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2020. – № 1, С. 20-21. (Scopus)
27. Климова В.К., Волошина Л.Н. Стрелкова Я.А., Миронова Т.А. Готовность школьников среднего возраста с интеллектуальными нарушениями к выполнению нормативов ВФСК ГТО// Теория и практика физической культуры, 2020 - № 10 - С. 47-49. (Scopus)
28. Панасенко К.Е., Волошина Л.Н., Шинкарева Л.В., Галимская О.Г. Результирующие эффекты целостной социализации-индивидуализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной деятельности//Перспективы науки и образования. – 2020. - № 5(47). С. 246-257 (Scopus)
29. Третьяков А.А., Нестеренко Г.Л., Коренева М.С., Кондратенко П.П. Взаимосвязь биологических ритмов и успешности выступлений на соревнованиях у высококвалифицированных гиревиков. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2020. – 10. – С. 77-79. (Scopus)
30. Третьяков А.А., Рыльский С.В., Пашкова Г.И., Филатов М.С. Особенности мотивации к занятиям физической культурой курсантов образовательных организаций. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2020. – 8. – С. 77-79. (Scopus)
31. Усатов А.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. Взаимосвязь энергозатрат и их восполнения в зависимости от двигательной активности и места проживания студентов// Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2020. – № 7, С. 30-32. (Scopus)
32. Poteryakhin A.A., Kondakov V.L., Voronin I.YU. (2021). Technical and tactical training of kickboxers and the results of performances at international tournaments in tatami. Journal of Physical Education and Sport, 21(1): 21(1): 444-450. DOI: 10.7752/jpes.2021.01045 (Scopus) (Румыния) (Технико-тактическая подготовка кикбоксеров и результаты выступлений на международных турнирах по татами).
33. Semenova S.S., Kondakov V.L., Kopeikina E.N., Kovaleva M.V., Potop V., Khrekin D.O. (2021). Methods of functional training for lower limb amputees. Journal of Physical Education and Sport, 21(1): 145-151. DOI: 10.7752/jpes.2021.01020 (Scopus) (Румыния) (Методика функционального тренинга лиц с ампутацией нижних конечностей).
34. Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Никитина Н.С. Причины возникновения и профилактика асимметрии движений у детей первого года жизни: мнение родителей. // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2021. – № 6, С. 84-86. (Scopus)
35. Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Савельева Т.В. Двигательная активность в системе ценностных ориентаций дошкольников. // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2021. – № 4, С. 84-86. (Scopus)
36. Кадуцкая Л.А., Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н. Особенности двигательной активности учащихся младших классов в условиях дистанционного обучения. // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. – М., 2021. – № 5, С. 43-44. (Scopus)
37. Третьяков А.А., Исаев И.Ф., Кадуцкая Л.А., Николаева Е.С. Влияние характера и содержания учебных занятий на физическую и умственную работоспособность курсантов. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2021. – 6. – С. 27-30. (Scopus)
38. Третьяков А.А., Никулина Т.В., Сокорев В.В., Руцкой И.А. Динамика показателей здоровья курсантов за период обучения в высшем учебном заведении. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2021. – 3. – С. 76-79. (Scopus)
39. Buchek, A.A., Serykh, L.V., Voloshina, L.N. Manifestations of the preschoolers’ personal health potential in motor activity manifestações do potencial de saúde pessoal dos pré-escolares na atividade motora. Relacoes Internacionais no Mundo Atual, 2022, 4(37), pp. 601–609 (Scopus)
40. Emelyanenko, F.V., Kondakov, V.L., Voloshina, L.N., Kopeikina, E.N. Theoretical substantiation of the model education of spiritual and moral qualities of a person in the mma training system. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kulturythis link is disabled, 2022, 2022(4), pp. 17–18 (Scopus)
41. Kapalygina, I.I., Voloshina, L.N. Development of teachers' competence in preserving students' health in the informational and educational space of the school / Развитие компетентности педагогов в области сохранения здоровья обучающихся в информационном образовательном пространстве школы// Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2022, 57(3), pp. 699–714 (Scopus)
42. Kapalygina, I.I., Voloshina, L.N., Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N. Readiness of adolescents for self-preservation of health in the information educational space. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kulturythis link is disabled, 2022(4), pp. 74–76 (Scopus)
43. Panasenko, K.E., Voloshina, L.N., Shinkareva, L.V., Galimskaya, O.G. Social-communicative manifestations of children with autism spectrum disorders in the motor activity / Социально-коммуникативные проявления детей с расстройством аутистического спектра в двигательной деятельности // Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2022, 56(2), pp. 318–332(Scopus)
44. Voloshina, L., Kondakov, V., Kopeikina, E., Potop, V., Manolachi, V. Effect of motor activity on physical readiness indicators of preschoolers with visual impairment Journal of Physical Education and Sportthis link is disabled, 2022, 22(1), pp. 174–179, 22 (Scopus)
45. Kondakov, V. L.; Kadutskaya L. А.; Voloshina, E. L. N.; Kopeikina Е. N. A influência de determinantes sócio-pedagógicos na atividade motora de crianças menores. Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara, v. 26, n. 00, 2022. Disponível em: https://periodicos.fclar.unesp.br/rpge/article/view/17367. Acesso em: 4 dez. 2022.
46. Voloshina, L. N.; Shinkareva, L. V.; Galimskaya, O. G.; Panasenko, K. E. Desafios educacionais e físicos de pré-escolares seniores com distúrbios do espectro do autismo. Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara, v. 26, n. 00, 2022. DOI: 10.22633/rpge.v26i00.17362. Disponível em: https://periodicos.fclar.unesp.br/rpge/article/view/17362. Acesso em: 16 nov. 2022.
Основные проекты/ Грантовая активность и хоздоговора (за последние 5 лет):
1. 20-013-00434 А Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности (руководитель: доц. Панасенко К.Е.)
2. 19-013-00173 А Комплексное исследование двигательной активности растущего человека в условиях вариативной системы физического воспитания (руководитель: проф. Волошина Л.Н.)
3. 20-013-00752 Технология социализации детей дошкольного возраста в
4. подвижных играх (в качестве исполнителя участвует проф. Кондаков В.Л.)
5. 23-28-00643 Инновационная среда оптимизации двигательных режимов студенческой молодежи (руководитель: проф. Кондаков В.Л.).
Научные результаты (за последние 5 лет).
Защищена 1 кандидатская диссертация:
- Галимская О.Г. - «Формирование двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр»: дисс. канд. пед. наук: 13.00.04, 2019.
Издано 4 монографии.
Опубликовано научных статей: в базе Scopus, Web of Science: 44.
- Открыта экспериментальная площадка РАО на базе МАДОУ ЦРР д/с №69 «Сказка» «Формирование социальной компетентности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности на основе игровых проектов» (научный руководитель — д.п.н., проф. Волошина Л.Н.).
-Проект инновационной деятельности «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания», разработанный доктором педагогических наук, профессором кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования ФДНиСО Педагогического института, руководителем научного направления НИУ «БелГУ» «Физическое воспитание в системе дошкольного, общего среднего и высшего образования» Людмилой Волошиной прошёл экспертизу в Российской академии образования.
- МАДОУ д/с № 69, МБДОУ 57, МБДОУ 64 города Белгорода и Педагогическому институту НИУ БелГУ с 1 января 2019 года присвоен статус инновационных площадок РАО по теме «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания» (Постановление Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО при Президиуме Российской академии образования (протокол № 2 от 26.06.2018г.). Научный руководитель от НИУ БелГУ – Волошина Л.Н.
- Разработаны и апробированы 4 программы дополнительного профессионального образования:
- «Игровые программы и технологии физического воспитания дошкольников» дополнительная профессиональная программа повышения квалификации и методические рекомендации / ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»); составитель, редактор Л. Н. Волошина; разработчики программы: Л. Н. Волошина, О. Г. Галимская. – Белгород: Литературный караван, 2020. – 121 с.
- «Содержание и методика преподавания предмета «Физическая культура» в специальных медицинских группах»;
- «Новые физкультурно-оздоровительные технологии в современном образовательном пространстве организации профессионального образования»
- «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников»
- Разработано и издано 7 парциальных программ физического воспитания и развития дошкольников:
- Игровые программы и технологии физического воспитания детей раннего возраста»
- Созданы и научно обоснованы методические рекомендации. «Детский сад – территория активности и движения: методические рекомендации по организации двигательной деятельности детей на прогулке / Л. Н. Волошина, М. М. Мусанова, Л. А. Шулякова; ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ). – Белгород: Литературный караван, 2020. – 125 с.: ил., цв. Ил
- Юный футболист. Парциальная образовательная программа: (дошкольная ступень образования, образовательная область «Физическое развитие») / ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»); авторы-составители: Л. Н. Волошина, М. Н. Гребцов, В. П. Старков, В. Н. Фатеев. – Белгород: Литературный караван, 2020. – 34 с.-
Выводы:
1. Проведены исследования двигательной активности растущего человека в образовательном пространстве; моделирование двигательных режимов детей и молодёжи в образовательных организациях; разработаны игровые программы и технологии физического воспитания одарённых детей и детей с ОВЗ.
2. Осуществлена разработка новых программ и организации курсов повышения квалификации руководителей ДОО, старших воспитателей по проблемам управления здоровьеориентированной деятельностью в ОО.
3. Получили развитие международные или иные значимые коллаборации: сотрудничество с учёными Белоруссии, Сербии, Армении. Узбекистана.
4. Созданы и размещены в системе электронного обучения «Пегас» учебные программы и ЭУМКД: «Воспитание здорового дошкольника», «Теория и технологии физической культуры дошкольников», «Педагогика и психология здоровья», «Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Информацию предоставила Л.Н. Волошина 27.07.2023