20 — 21 октября в Белгородском государственном 
			 университете проходила Всероссийская научно-практическая 
			 конференция «Психологическая культура личности: сущность, 
			 механизмы, технологии развития». Такого масштаба 
			 конференция по психологическим проблемам на базе 
			 БелГУ организована впервые по инициативе кафедры 
			 психологии развития и консультативной психологии, 
			 которой в этом году исполняется 10 лет со дня основания. 
			 Необходимость проведения конференции была обусловлена 
			 логикой развития научного осмысления и практической 
			 реализации проблемы психологической культуры как 
			 ведущей составляющей общечеловеческой культуры. 
			 
			 
			 Конференция стала важным этапом в исследовании 
			 закономерностей формирования психологической 
			 культуры, осуществляемом кафедрой под 
			 руководством д. психол. н., проф. Н. И. Исаевой.
В работе конференции принимали участие действительный член Российской академии образования, д. психол. н., проф., зав. лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО И. В. Дубровина; д. психол. н., проф., зав. кафедрой общей психологии Тульского госуниверситета Е. Е. Сапогова; д. пед. н., проф., зав. кафедрой педагогики и психологии развития Курского госуниверситета Н. И. Лифинцева; к. психол. н., доц., зав. кафедрой общей и возрастной психологии Орловского госуниверситета Г. Д. Кирилова. Перед участниками конференции с приветственным словом выступил начальник Управления образования и науки администрации Белгородской области, заслуженный учитель РФ С. П. Тимофеев.
В конференции приняли участие ученые и практики более чем из 20 регионов страны (г. Москва, С.-Петербург, Ростов-на-Дону, Барнаул, Курск, Орел, Ставрополь, Тула, Челябинск, Череповец и др.), а также ученые вузов г. Белгорода, практические психологи образования и социальные педагоги города и области, аспиранты и студенты БелГУ.
В рамках конференции работали секции: «Теоретико-методологические проблемы психологической культуры личности», «Особенности развития психологической культуры: возрастной аспект», «Психологическая культура как инвариант профессиональной культуры», «Психологическая культура как компонент профессиональной культуры психолога образования».
Участники конференции по итогам работы разработали и приняли рекомендации, адресованные руководителям учреждений образования, ученым, практическим психологам.
И. В. Дубровина — 
			 действительный член Российской академии 
			 образования, зав. лабораторией научных основ 
			 детской практической психологии Психологического 
			 института РАО:
			 «Проблема психологической 
			 культуры является актуальной 
			 прежде всего в силу того, что ее наличие 
			 или отсутствие неизбежно отражается во 
			 взаимоотношениях между людьми, обнаруживается 
			 в их поведении, сказывается на качестве жизни каждого 
			 человека. Необходимость обсуждения проблемы связана 
			 с потребностью критически посмотреть на то, что 
			 происходит в системе высшего и среднего образования, 
			 иначе расставить акценты, более внимательно рассмотреть 
			 ценности, на которые ориентировано образование при 
			 подготовке молодежи к жизни. Вопросы, вынесенные на 
			 обсуждение конференции, интересны в силу того, что в 
			 докладах разведены две позиции: психологическая культура 
			 как объективное явление и психологическая культура как 
			 сущностная профессиональная характеристика практического 
			 психолога, педагога. Обе эти позиции являются чрезвычайно 
			 важными и вызывают необходимость серьезного 
			 обсуждения. Следует признать, что сегодня в вузах 
			 недостаточно обращают внимания на общую и профессиональную 
			 культуру. Поэтому приходится говорить о некотором 
			 непрофессионализме врачей, учителей, социальных 
			 педагогов и в этом ряду — психологов. В этом плане 
			 конференция является очень своевременным и полезным 
			 мероприятием и для ученых и для практиков, что делает 
			 честь ее организатору — кафедре психологии развития и 
			 консультативной психологии Белгородского госуниверситета».
Н. И. Исаева — д. психол. н., 
                проф., зав. кафедрой психологии развития и консультативной 
                психологии социально-психологического 
                факультета БелГУ:
			 «Проблема психологической культуры сегодня 
			 актуальна не только в рамках системы образования, 
			 но и для каждого конкретного человека, для общества 
			 в целом. Динамичные социальные изменения вызывают 
			 у человека процессы психической и личностной напряженности, 
			 требуют от него особых умений определения оптимальных 
			 путей в решении профессиональных и жизненных задач, 
			 выхода из затруднительных ситуаций. Психологическая 
			 культура личности является условием психологического 
			 здоровья человека, залогом его продуктивной деятельности. 
			 Ведущие психологи и педагоги различных вузов 
			 России понимают, что формировать психологическую 
			 культуру, которая помогла бы человеку сохранять 
			 свою внутреннюю гармонию в процессе его 
			 взаимодействия с внешним миром, нужно начинать 
			 с раннего детства. В свете этого одной из ключевых 
			 фигур в формировании психологической культуры 
			 является психологически культурный учитель. 
			 Особая роль в этом процессе принадлежит 
			 психологу, поскольку психологическая культура 
			 для профессионала такого уровня является базовой. 
			 Вопросы психологической культуры интересуют ученых 
			 и практиков и в рамках развития производства, 
			 производственных коллективов, организации, 
			 организационного консультирования и т.д. 
			 Весь этот далеко неполный перечень актуальных 
			 аспектов психологической культуры личности 
			 красноречиво свидетельствует, что данная 
			 проблема глобальна и требует к себе особого внимания».
Е. Е. Сапогова — д. психол. н., 
			 проф., зав. кафедрой общей психологии 
			 Тульского госуниверситета:
			 «Понятие психологической культуры 
			 для науки не является абсолютно новым. 
			 Его современное возвращение с периферии 
			 профессионального сознания вызвано тем, 
			 что сегодня становится фактически массовой 
			 профессия психолога, подготовкой которого 
			 занимаются многие вузы страны, а не только 
			 специализированные факультеты старых 
			 университетов, как это было раньше. В связи 
			 с этим есть настоятельная необходимость 
			 обсуждать проблемы психологической культуры, 
			 внимательно рассматривать аспекты ее 
			 формирования у готовящихся в профессиональных 
			 вузах специалистов. Необходимо подчеркнуть, 
			 что отсутствие психологической культуры у 
			 профессионала представляет опасность, 
			 поскольку в каждой профессии есть четкие каноны, 
			 определенные концептуальные ориентиры, 
			 этические аспекты и готовящий себя к профессиональной 
			 деятельности молодой человек должен впитать это 
			 в процессе вузовской подготовки. В противном 
			 случае приходится сомневаться в его 
			 профессионализме, его возможностях как специалиста. 
			 Это требование является обязательным прежде 
			 всего для практических психологов».
| << Назад к списку |